Религия в Таджикистане

Официальной религией в Таджикистане признан ислам. Однако верующие мусульмане разделяются по различным религиозным течениям. В основном, это суннизм и шиизм.Большинство населения Таджикистана составляют сунниты ханафитского мазхаба. В настоящее время в стране действует ок. 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений)[1].

В Горном Бадахшане имеется шииты-исмаилитское религиозное меньшинство, которое насчитывает свою историю с X-XI веках[2]. В 2009 году центр исмаилитов был открыт и в столице страны

Также в стране зарегистрированы община бахаистов[9], зороастрийская[10] и иудейская община[11].

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе

 

Партия исламского возрождения Таджикистана

Партия исламского возрождения Таджикистана (тадж. Ҳизби Наҳзати Исломии Тоҷикистон) — оппозиционная политическая партия Таджикистана, единственная исламистская партия, официально действующая на территории Центральной Азии.

Саид Абдулло Нури являлся активным сторонником создания в Таджикистане исламского государства. Свои взгляды он открыто высказывал ещё в советское время. Начал свою подпольную деятельность в далёком 1973 году, когда создал молодежную организацию исламистов — «Нахзати исломи», которая существовала в Советском Таджикистане нелегально. В условиях жесткого атеистического радикализма Советской власти создатели организации, по словам С. А. Нури, преследовали две основные цели: пропаганда идей чистого ислама, воспитание людей в религиозном духе. Уже в 1977 году КГБ направило своё первое официальное оповещение в ЦК Компартии Таджикистана, сообщив о деятельности организованной религиозной организации. «В нем говорилось о том, что появилась новая группа, которая пропагандирует религиозные идеи на „маарака“ — традиционных мероприятиях местных жителей и даже допускает критику власти. В ЦК этот документ восприняли достаточно серьезно, еще и потому, что обычно копия таких документов направлялась в центральный офис КГБ в Москву, а оттуда в ЦК КПСС». В середине 1980-х годов тайные и разрозненные группировки превратились в разветвленную секретную сеть, которая в 1984 году даже приступила к публикации подпольного издания «Правда Ислама». В течение два года было издано 17 брошюр «Правды Ислама».

В марте 1990 года была упразднена шестая статья Конституции СССР, ограничивающая создание политических организаций в стране одной лишь коммунистической партией. И в том же году в Астрахани состоялся съезд основателей ПИВТ СССР. На этом съезде два представителя из Таджикистана — Давлат Усмон и Саидиброхим Гадозода были избраны заместителями председателя партии. В августе 1990 года Верховный совет Таджикистана не разрешил проведение первого съезда таджикского отделения этой партии, но уже 6 октября того года в мечети села Чортут Ленинского района (ныне Рудаки) съезд состоялся, а Верховный Совет запретил создание религиозной политической партии.

В итоге, вследствие многотысячных митингов осенью 1991 года, основными участниками которых были сторонники ПИВТ, партия добилась разрешения на официальную деятельность. 26 октября 1991 года во дворце «Вахдат» в Душанбе при участии 1000 человек состоялся первый съезд партии, где Мухаммадшариф Химматзода был избран председателем. В годы гражданской войны 19921997 годов в Таджикистане Партия исламского возрождения Таджикистана входила в состав Объединённой таджикской оппозиции, противостоявшей Народному фронту.

В июне 1997 года Саид Абдулло Нури и президент Таджикистана Эмомали Рахмонов подписали «Общее соглашение о мире в Таджикистане», положившее конец гражданской войне, и до 2000 Саид Абдулло Нури возглавлял комиссию по национальному примирению, созданную для реализации этого соглашения (в 2000 она была распущена как выполнившая свои функции)..

В 2000 году «Партия исламского возрождения Таджикистана» обвинила власти в нарушении Общего соглашения, а в июне 2003 года выступила против поправок в конституцию, которые позволили Эмомали Рахмонову баллотироваться на очередной срок. В результате обострившихся отношений между оппозицией и властями активисты партии, набиравшей всё большую популярность, стали подвергаться преследованиям. В октябре 2003 был арестован и приговорён к длительному тюремномусроку заместитель Саида Абдулло Нури — Шамсуддин Шамсуддинов.В 2011 году на очередном IX съезде Партии исламского возрождения ее председателем избран Мухиддин Кабири.

28 августа 2015 года Министерство юстиции Таджикистана потребовало от руководства партии прекратить свою деятельность, поскольку большинство ячеек партии в регионах республики прекратили работу. Председатель ПИВТ Мухиддин Кабири после мартовских парламентских выборов покинул Таджикистан.«В Таджикистане будут запрещены выпуск газеты „Наджот“ и другой печатных изданий партии, распространение видео, аудиопродукции, литературы и листовок партии, заблокирован партийный сайт», — говорится в решении суда, опубликованном на сайте правительственного агентства «Ховар». Согласно решению суда, также в страну запрещен ввоз любых материалов, касающихся деятельности ПИВТ.

Намеченный на 15 сентября отчетно-выборный съезд партии не состоялся — офис партии был опечатан 24 августа решением экономического суда.

17 сентября 2015 года Таджикская Генпрокуратура подтвердила задержание 13 членов Партии исламского возрождения Таджикистана, в том числе членов высшего руководства, по подозрению в преступных связях с экс-замминистра обороны республики Абдухалимом Назарзода. По сообщению Генеральной прокуратуры, Назарзода по поручению и под непосредственным руководством лидера ПИВТ Мухиддина Кабири собрал и вооружил 20 мелких группировок, с помощью которых планировалось дестабилизировать обстановку в Таджикистане.

ОСВЕЩЕНИЕ   СМИ    ;  Сегодня по логике властвующей элиты, принцип отделения религии от государства, который продекларирован в таджикской Конституции, невозможно реализовать в таджикском мусульманском обществе, то есть, если государство ослабить контроль над религиозными процессами, то рано или поздно даже умеренные исламские движения попытаются взять власть в свои руки. При этом нужно констатировать тот факт, что Таджикистан хоть и объявил себя светским государством, но имеет мусульманское общество, где ислам в связи со слабостью гражданского общества все больше увеличивает свое влияние на все сферы общественной жизни. Сейчас в Таджикистане наметилась следующая тенденция: бедствующее населения, а это примерно 65-70% населения, для решения различных социальных и иных проблем все чаще идут к муллам. Например, при решении проблем со здоровьем, люди, ограниченные в финансовых средствах, идут муллам. Это связано с тем, что система здравоохранения в Таджикистана де-факто платная, и не все граждане Таджикистана в состоянии оплатить свое лечение. Муллы читают какие-то суры из Корана или же выдают эти суры в виде амулетов для лечения всех видов болезней. В поисках урегулирования каких-то психологических или межличностных отношений, многие люди также идут не к психологу, а к мулле.

Недавно я стал свидетелем того, что при краже личного имущества его хозяин обратился не в милицию, а к мулле, который должен при помощи какого-то заклинания способствовать возвращению этого имущества.

В таджикском обществе сегодня все больше распространения получает заключение мусульманского брака (никох). На основе этого также развивается многоженство, которое запрещено законом. Причем эта мусульманская форма заключения брака имеет больше значения для новобрачных, чем официальный брак. Хотя государство старается как-то влиять на эту ситуацию, и муллы не имеют права заключать мусульманский брак без свидетельства о заключения брака в ЗАГСе, но все же эту тенденцию взять под контроль не удалось. Сегодня в таджикских СМИ поднимается вопрос о легализации многоженства.

В СМИ также широко обсуждается проблема ношения традиционного исламского головного платка «хиджаба», ношения которого распространяется среди молодых девушек и женщин. Сегодня инструкцией Министерства образования Таджикистана студенткам и школьницам запрещено носить в учебных заведениях «хиджаб». Но желающих носит «хиджаб» в обществе становиться все больше. При этом увеличивается количество верующих, которые в пятницу посещают пятничную молитву. Приходя в этот день в какое-нибудь государственное учреждение, нередко может услышать, что тот или иной работник в рабочее время отлучился на пятничный намаз. На пятничный намаз в мечеть идут и студенты, прогуливая занятия и т.д. Возможно, в скором времени потребуется сделать это день, то есть пятницу, официально как в других исламских государствах выходным днем. Население для обсуждения общественных, социально-политических тем идет в мечеть. Именно в мечети обсуждаются все темы, которые имеют какое-то значение для различных социальных групп. В мечети обсуждаются абсолютно любые темы, начиная от межличностных отношений и заканчивая глобальными темами международной политики и экономики.

В 2014 году по таджикскому телевидению показали съемку скрытой камерой 66-летнего муллы Нарзулы Салихова, общающегося с клиенткой по телефону. «Приготовь семь связок недозрелой гармалы (травянистое ядовитое растение — прим. «Ленты.ру»), два литра кипяченой воды, одну пачку чая и пачку соли. Еще обязательно тюбик вазелина. Я приду лечить к тебе домой. У себя я не принимаю — милиция на нервы действует», — говорит Салихов. Позже в милиции он рассказал, что читал бесплодным женщинам дуа (молитву) через шланг. «Женщины вставляли в себя один конец шланга, а я читал дуа в другой конец. У меня были дуа на 5, 10 и 15 минут», — признался Салихов.

В октябре 2013 года за мошенничество и посягательство на честь был осужден «мулла-колдун» Асадулло Иброхимов. Уликой послужила видеозапись его общения с Зилолой Рахимовой. «Целитель» сначала цитирует Коран, потом совершает с «пациенткой» действия сексуального характера. Эту «сексотерапию» выложили в интернет, позже частично продемонстрировали и по государственному телевидению. Сообщалось, что видео сделала сама Рахимова. Иброхимов утверждал, что лечил исключительно талисманами и амулетами, однако суд приговорил его к семи годам колонии и штрафу.

В блогах и соцсетях Таджикистана широко разошелся также видеоролик с домогательствами 80-летнего муллы Бурхониддина Асомиддинова. «Меня на это натолкнул шайтан, или на меня разгневался Аллах. Я раскаялся, прошу у всех девушек прощения», — заявил целитель при аресте. В 2014 году сотрудниками отдела по борьбе с организованной преступностью был задержан 56-летний имам-хатиб мечети в Бохтарском районе Таджикистана Абдурахим Иброхимов. «Я снял с нее платье и шаровары и обнял ее. После этого написал дуа под пупком и на груди. Потом стал растирать эти надписи ладонями», — признался он стражам порядка.

В сентябре 2013 года суд Восейского района Таджикистана приговорил к 23 годам заключения Собира Гиеева, известного как Мулло Собир. Он вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей, ученицей седьмого класса. После того как об этом узнали правоохранительные органы, его задержали. «Младшая жена» была уже беременна. За соучастие в преступлении были также осуждены мать девочки и мулла, сочетавший браком Гиеева со школьницей. В феврале 2015 года в Гисарском районе страны арестовали некоего Шайха Темура. Он вынуждал местных девушек выходить за него замуж — это подтвердили и их родственники. В сюжете государственного телеканала по этому поводу было показано, как люди целуют руки и автомобиль пожилого мужчины, который называл себя «пророком конца света».

 

Но осужденные за колдовство с сексуальными домогательствами могут избежать колонии. 10 февраля этого года парламент страны разрешил их освобождать после уплаты штрафа в 200 сомони (около 2 тысяч российских рублей) за каждый день назначенного срока тюремного наказания.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка в инстаграм
Madina
Madina
Было на сайте никогда
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
все 2 Мои друзья